МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ №2•2024

https://doi.org/10.33266/2070-1004-2024-2

В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ

Оригинальная статья  

Интернатура в системе послевузовской подготовки медицинских специалистов для различных отраслей здравоохранения, в том числе для Службы медицины катастроф Минздрава России: история ее становления и развития, 1967–2017 гг.

Суин П.А.1, Первухин Н.Н.1, Гуменюк С.А.1

Скачать статью в формате pdf

1 ГБУЗ особого типа «Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения г.Москвы», Москва, Россия

УДК 614.23: «1967-2017»

С. 65-70

Резюме. Цели исследования – изучить и систематизировать процесс совершенствования и развития в СССР и Российской Федерации одногодичной специализации (интернатура) выпускников медицинских вузов в системе первичного последипломного образования; выявить проблемные вопросы их обучения в интернатуре.

Материалы и методы исследования. Материалы исследования – нормативные правовые акты СССР и Российской Федерации; открытые научные тематические источники, характеризующие процесс становления и развития интернатуры в историческом аспекте. Методы исследования – методы сравнительного анализа и научного обобщения.

Результаты исследования и их анализ. Установлено, что интернатура была наиболее удачной формой практической подготовки врачей-специалистов, а ее окончание – основным требованием при их трудоустройстве. В ходе совершенствования и реформирования системы высшего медицинского образования интернатура была передана из лечебных медицинских организаций (ЛМО) на клинические кафедры медицинских вузов. Упразднение интернатуры в 2017 г. негативно отразилась на качестве подготовки врачебных кадров, в том числе для Службы медицины катастроф (СМК) Минздрава России. Авторы считают целесообразным восстановление института интернатуры, что, по их мнению, позволит повысить уровень практической подготовки врачей.

Ключевые слова: врачи-интерны, интернатура, медицинские вузы, медицинские специалисты, первичная специализация, послевузовское профессиональное образование, Служба медицины катастроф Минздрава России

Для цитирования: Суин П.А., Первухин Н.Н., Гуменюк С.А. Интернатура в системе послевузовской подготовки медицинских специалистов для различных отраслей здравоохранения, в том числе для Службы медицины катастроф Минздрава России: история ее становления и развития, 1967–2017 гг. // Медицина катастроф. 2024. №2. С.65-70. https://doi.org/10.33266/2070-1004-2024-2-65-70

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Гончар Н.Т., Хурцилава О.Г. Послевузовская подготовка врачей в Северо-Западном регионе России // Вестник Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2011. Т. 3, № 1. С. 5-9.
  2. Нагорная Н.В., Лимаренко М.П., Баешко Г.И., Соколов В.Н. Об опыте оптимизации обучения педиатров в интернатуре // Здоровье ребенка. 2008. № 3 (12). С. 122–124.
  3. Хильчевская В.С. Оценка эффективности обучения интернами-педиатрами (анализ результатов анонимного анкетирования) // Смоленский медицинский альманах. 2016. № 2. С. 148-150.
  4. Агранович Н.В., Рубанова Н.А., Кнышова С.А., Анопченко А.С. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. Пути решения и практический опыт // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2 (34). С. 77-89.
  5. Игнатенко Г.А., Басий Р.В., Багрий А.Э. и др. Основная профессиональная образовательная программа интернатуры как инструмент повышения качества подготовки // Университетская клиника. 2023. № 1 (46). С. 79-82.
  6. Баннова Е.С., Васильев И.В., Лутковская Н.А. К вопросу о реализации образовательных профессиональных программ высшего медицинского образования // Медицина и образование в Сибири. 2016. № S. С. 1-7.
  7. Ларин А.Б., Шаманова А.Ю., Шлепотина Н.М. и др. Особенности организации медицинского образования от времен Н.И. Пирогова до современности // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2016. Т. 2, № 4 (15). С. 72-75.
  8. Сулейманов Е.С. Правовое регулирование допуска к профессиональной деятельности в системе здравоохранения // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 1 (46). С. 218-223.
  9. Калягин А.Н., Сидоров А.И., Пинский С.Б. и др. Программы интернатуры в Иркутском государственном медицинском университете // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2018. № 7. С. 59-63.
  10. Неплохов А.И., Бейлин С.М., Верещагин Н.Н. и др. Из опыта организации и проведения подготовки специалистов медико-профилактического профиля в интернатуре // Здоровье населения и среда обитания. 2009. № 1 (190). С. 28-30.
  11. Христуленко А.Л., Тарадин Г.Г., Гнилицкая В.Б. [и др.] О проведении государственной итоговой аттестации выпускников интернатуры по специальности «терапия» на кафедре терапии ФИПО им. профессора А.И. Дядыка // Медико-социальные проблемы семьи. 2020. Т. 25, № 4. С. 82-86.
  12. Абрамов А.А. Результаты анкетирования врачей-стоматологов, обучающихся в интернатуре Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования // Проблемы стоматологии. 2007. № 3. С. 48-49.
  13. Морозов А.В. Роль Минздрава СССР в подготовке врачей во второй половине XX века // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2017. № S. С. 122-124.
  14. Кошелев В.П. Система последипломной подготовки врачебных кадров службы медицины катастроф (состояние и направления совершенствования): Дисс… д-ра мед. наук. Москва, 2008. 356 с.
  15. Поздеева О.С., Мохова О.Г., Чуракова А.В. и др. Проблемы и пути совершенствования подготовки слушателей интернатуры на кафедре детских инфекций // Инновационные педагогические технологии в медицинском образовании. Вузовская педагогика: Материалы конференции, Красноярск, 2–3 февраля 2010 года. Красноярск: Версо, 2010. С. 342-344.
  16. Борисенко Е.А., Зайко А.А. Последипломное образование в ВГМУ // Тихоокеанский медицинский журнал. 2007. № 2 (28). С. 78-81.
  17. Чекрышкина Л.А., Березина Е.С., Слепова Н.В., Дозморова Н.В. Интернатура – как первый этап последипломной подготовки провизора // Медицинская наука и образование Урала. 2016. № 4. С. 117-120.
  18. Хильмончик Н.Е. История создания интернатуры в России и Белоруссии // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2015. № 3. С. 204-206.
  19. Балахонов А.В., Бубнова Н.А., Варзин С.А. и др. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. № 1 (29). С. 40-46. DOI: 10.37468/2307-1400-2020-1-40-46.
  20. Эрман Л.В., Эрман М.В. Вот и придет конец интернатуре… // Российский педиатрический журнал. 2012. № 4. С. 48-52.
  21. Абрамов А.А. Правовые и организационные аспекты подготовки врачей-стоматологов в интернатуре по специальности «Стоматология общей практики» // Институт стоматологии. 2008. № 4 (41). С. 16-18.
  22. Трегубов В.Н., Эккерт Н.В., Михайловский В.В. К истории подготовки руководителей здравоохранения в ординатуре // История медицины. 2021. Т. 7, № 2. С. 140-146. DOI: 10.17720/2409-5583.t7.2.2021.03c.
  23. Купреева И.В., Мишутина О.Л., Девликанова Л.И., Шашмурина В.Р. Активизация познавательной деятельности врача-интерна // Смоленский медицинский альманах. 2015. № 2. С. 201-202.
  24. Подкаменев В.В. Контекстное обучение в подготовке детских хирургов в ординатуре и интернатуре // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. 2014. № 3. С. 52-55.
  25. Брико Н.И., Миндлина А.Я., Полибин Р.В. Подходы к ранней специализации при подготовке эпидемиологов в условиях отмены интернатуры // Медицина в Кузбассе. 2013. Т. 12, № 2. С. 34-38.
  26. Карныльева И.Д., Пахоленко Я.И., Саулова Е.К. Реформа медицинского образования: за и против // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 4-2. С. 31-34.
  27. Попова О.П., Кельдибеков М.Ю., Яценко А.А. Отношение студентов медицинского вуза к реформе медицинского образования // Синергия Наук. 2018. № 29. С. 981-989.
  28. Шейман И.М., Сажина С.В. Кадровая политика в здравоохранении: как преодолеть дефицит кадров // Мир России. Социология. Этнология. 2018. Т. 27, № 3. С. 130–153. DOI: 10.17323/1811-038X-2018-27-3-130-153.
  29. Шапошников В.И., Ашхамаф М.Х., Гедзюн Р.В. Проблемы современного медицинского образования // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 272-274.
  30. Акопов В.И. Проблема специализации врачей: правовые основы, состояние и недостатки непрерывной профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических работников // Судебная медицина. 2018. Т. 4, № 1. С. 43-47. DOI: 10.19048/2411-8729-2018-4-1-43-47.
  31. Афанасенкова Т.Е. Совершенствование практической подготовки клинических ординаторов общей врачебной практики (семейной медицины) в условиях поликлиники и врачебного офиса // Смоленский медицинский альманах. 2018. № 3. С. 169-172.
  32. Грушко Г.В., Линченко С.Н., Горина И.И. О подготовке специалистов для Всероссийской службы медицины катастроф // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-1. С. 11-13.
  33. Богданова И.И. Отмена Болонской системы: проблемы и перспективы высшего образования в России // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 8. С. 11-16.
  34. Русакова Н.Г., Фирсова А.М. Этические проблемы преподавания общегуманитарных дисциплин в вузе: выход из Болонской системы // Общество: философия, история, культура. 2022. № 10 (102). С. 76–80. DOI: 10.24158/fik.2022.10.12.

Материал поступил в редакцию 23.11.23; статья принята после рецензирования 17.06.24; статья принята к публикации 19.06.24